?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У нас в любом споре про образовании очень любят "цитировать Фурсенко":

"Советская система была нацелена воспитание творцов. Нам не нужны творцы - мы должны воспитывать квалифицированног опотребителя"

Однако. как обычно и бывает с подобными фразами найти первоисточник оказывается практически невозможно, ведь фразу не рефлексируя перепечатали тысячи людей.
А ведь на самом деле, как и с другими крылатыми фразами, например "нет человека - нет проблемы" или "в ссср секса нет", автор говорил о другом, а саму фразу вырвал из контекста и растиражировал крикливый лжец.
В случае с Фурсенко - лживый коммунист Смолин, ранее уже палившийся на откровенном вранье про "опрос общественного мнения, проведенный ФАПСИ" (фапси правда к тому времени давно не существовало, и опросов оно не проводило - но что до этих мелочей коммунисту?).

Что же на самом деле говорил министр, причём неоднократно:

Задачи высшего образования в Советском Союзе трактовались как воспитание и обучение людей, которые должны творить что-то новое. На мой взгляд, не менее важно обучать людей использовать знания, достижения, того, что получено в мире - это очень сложная задача"
...
Мы должны учить не только всех творцов, но мы должны учить людей, чтобы они были счастливыми, успешными, чтобы они понимали, как использовать знания в повседневной жизни. Главное что мы должны делать - учить людей учиться

(с) из интервью Первому каналу, 12/11/2006 г.
http://www.edu.ru/news/alert/18061/
https://ria.ru/science/20061112/55561534.html

И позже. на встрече:
В двухуровневой системе высшего образования бакалавриат станет первой ступенью высшего образования, после которой большинство студентов могут начинать работать в производственной сфере. Образовательная задача бакалавриата как полноценного высшего образования состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и прочего). По убеждению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, четыре года - вполне достаточный срок для подготовки специалиста, которого при нынешнем дефиците инженеров работодатели «оторвут с руками и ногами».
Он подчеркивает, что пока идеология образования в большинстве своем осталась прежней, советской: вузы убеждены, что должны готовить творцов. А творцы не всегда и не везде нужны.
Обучение в магистратуре будет направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению.

http://www.ug.ru/archive/26465

То есть товарищ министр совершенно четко разъясняет, что СНАЧАЛА мы формируем слой профессионалов, специалистов среднего звена, а потом, только из лучших из них отбираем СПОСОБНЫХ стать творцами, управленцами, учеными.

Здравый подход, абсолютно реальное видение проблем и путей их решения.
Что делают советские люди, жертвы советской системы образования? Правильно, вырывают из контекста, упрощают до своего уровня, возмущаются, и просто врут.
Ситуация просто идеально дополняет тезис, видвинутый olegmakarenko.ru:
Не знать латинских букв, не уметь складывать простые дроби, физически не понимать простейших письменных текстов — увы, для советских граждан это было вариантом нормы

Tags:

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
takoe_nebo
Sep. 23rd, 2016 07:55 am (UTC)
Вы отлично написали.
antonbi4
Sep. 23rd, 2016 07:58 am (UTC)
Спасибо)
Буду тыкать совков регулярно.
А то они обижаются, когда фриц им пишет, что они текстов не понимают.
А тут прям вот с натуры писано!
famiak
Sep. 25th, 2016 07:44 pm (UTC)
Спасибо, отличный разбор. Даже я до конца не мог поверить в то, что Фурсенко мог ляпнуть такую чушь. Оказалось, и впрямь, не мог. Сказал ровно противоположное, при чем с его виденьем ВО я абсолютно согласен, хотя и заканчивал специалитет.
antonbi4
Sep. 26th, 2016 10:51 am (UTC)
Фурсенко физик, емнип, причем довольно серьезный. Я тоже технарь и готов подписаться - он и правда реально понимает проблему.

А поскольку есть традиция - каждый популист своим долгом считает погреться на проблеме, которую надо решать.
Вот образование тут вообще не исключение - проблема серьезная, а советским внушили, что "тогда все было самое лучшее", и решать ее теперь автоматом означает непопулярные меры.
vladimir_krm
Sep. 26th, 2016 04:48 am (UTC)
Подмена одной цитаты (может и лживой, может и переврали - не знаю) на другие.
В той же википедии есть другая версия цитаты, из Литературки:
"Выступая на конференции, прошедшей в рамках организованного движением „Наши“ всероссийского молодёжного форума „Селигер-2007“, министр образования Андрей Фурсенко посетовал на оставшуюся с советских времён косную систему в своём ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими»[21]."

Ну, тут цитата получше, один только скромный вопрос: кто эти "другие"? Кто их-то будет учить, творцов? В других странах? Так для России жизненно важно не производство (китайцев не переплюнешь - их тупо в 10 раз больше), а наука, открытия, изобретения, патенты, технологии... или же нефтью торговать, выбор невелик.

Что касаемо других слов.
"Главное что мы должны делать - учить людей учиться"
А это открытие?? Я учился в ХАИ ещё в 70-х. И там не раз говорили, что всему научить невозможно, наша задача - научить вас учиться. И учили, кстати...

"четыре года - вполне достаточный срок для подготовки специалиста"

Да, разумеется. Но для этого были техникумы. И готовили там производственников едва ли не лучше, чем в институтах. Решал курсовые для техникумов. Очень хорошо продуманы, и сложные.
antonbi4
Sep. 26th, 2016 02:37 pm (UTC)
Скажите, вы ведь читали статью? Она у меня короткая. Фурсенко очень грамотно все изложил.

А вот Ваш посыл в чем? Защищаете советскую систему, или что?
vladimir_krm
Sep. 26th, 2016 02:55 pm (UTC)
Читал, и даже цитировал пару раз, если заметили.

Систему я не защищаю - поскольку не специалист в области образования, хотя опасаюсь, что вместе с водой могут выплеснуть и ребёнка. Да и нельзя говорить об одной советской системе - в разные времена СССР она была разной. Выкинули логику, выкинули астрономию, в Казахстане в 60-х пытались ввести овцеводство (не шучу)...

За то, что обратили внимание на передёргивания в прессе - спасибо. А то, что вместо полной цитаты привели другие его цитаты - это не есть хорошо, это подмена одного другим. Хотя я понимаю, что первоисточник найти проблематично. Но только он (желательно в видеозаписи) снял бы все вопросы.

Посыл в чём? В вопросе, кто эти "другие". И кто их будет готовить. Проблема в том, что майки и трусы можно купить и у китайцев, а наука, как теоретическая, так и прикладная, обязана быть своя. Иначе не выжить.
antonbi4
Sep. 27th, 2016 06:53 am (UTC)
Дело в следующем, с цитатой.
Поскольку фурсенко на данную тему выступал много раз - то цитаты несколько разнятся, но вполне хватает и точных, где позиция очень явно развернута: перенимать готовое, для чего есть бакалавры, и готовить свое, двигать науку - для чего есть магистратура.
С этим спорить невозможно - не нужно "творить" там, где можно взять готовое и использовать.

Если Вы интересовались проблематикой, то наверное в курсе: в СССР стояла очень серьезная проблема. При бурном росте численности научных и инженерных кадров количество изобретений, инноваций и особенно внедрений - падало год от года.
Нам бы сейчас этого надо избежать.
vladimir_krm
Sep. 27th, 2016 07:29 am (UTC)
//С этим спорить невозможно - не нужно "творить" там, где можно взять готовое и использовать.

Отчасти соглашусь, хотя чем-то эта фраза коробит, не могу объяснить - чем именно :)
Если что - я конструктор, давний выпускник ХАИ. Считаю, что в позднем СССР была очень слаба связь науки с производством, и приходилось совмещать разработки с научной деятельностью, как Королёву или Бартини. Многие же "чистые" учёные, не из великих, даже бравировали тем, что они далеки от производства и запросов страны. Писал об этом: http://vladimir-krm.livejournal.com/3428998.html
Вот ещё что: изучать "наследие" Фурсенко нет ни времени, ни желания, но почему тогда общественность так не любила ни его самого, ни его последователя Ливанова? Только из-за одного вброса о грамотных потребителях? Так не бывает. Ливанов, к слову, сын известного и заслуженного авиаконструктора из КБ Ильюшина.
antonbi4
Sep. 27th, 2016 08:56 am (UTC)
> чем-то эта фраза коробит, не могу объяснить - чем именно

"ложечки нашлись, но осадочек остался" (с) )))

> в позднем СССР была очень слаба связь науки с производством

ну вот, я ж чувствую, вы темой интересовались. увы, связь не просто слабая - она еще и ослабевала с каждым годом. папа был в серьезном производстве завязан в СССР - в их профильном министерстве искали решение, но найти не успели.

> почему тогда общественность так не любила ни его самого, ни его последователя Ливанова

я глубоко презираю т.н. "общественность". стадо баранов. особенно - в образовании. безобразные школьные программы, кумовство и высокомерие, полное отсутсвие серьезной научной работы - оно и привело к тому, что к моменту приходу Фурсенко "образование" было химерой.
Были учителя, РОНО и прочие органы, которым ЕГЭ стал тем самым "серпом по яйцам" выявившим их слабую работу. Теперь красивый отчетик о росте успеваемости разбивается о стену ЕГЭ.

Ненависть к фурсенко, как ненависть к серюкову основана на том, что они разворошили болотце, где свои крышевали своих.

Edited at 2016-09-27 09:01 am (UTC)
vladimir_krm
Sep. 27th, 2016 11:27 am (UTC)
Что ж... По Сердюкову тоже согласен, давнее, со времён СССР, кумовство в армии он таки развалил, а других причин его ставить на должность я не вижу. Генералов-спецов, закончивших Академию Генштаба, было много. Но и его убрали, как только выполнил предназначение :)
antonbi4
Sep. 27th, 2016 11:45 am (UTC)
Да. Кумовство может растоптать только посторонний. Про состояние финансов в школоуправлении мне рассказывали причастные -там тоже караул был. Ну и победная отчетность о батальонах медалистов в провинциях тоже, знаете ли, немного липовая. Сам медалист - помню, как "коллег" по ночам вызывали переписывать сочинения.
Сейчас так не выйдет.
akela4x4
Sep. 26th, 2016 05:08 am (UTC)
Благодарю, очередной раскрученный тезис оказался подделкой. В копилку к тезисам про кухарку и государство.
antonbi4
Sep. 26th, 2016 10:51 am (UTC)
Ага. И уровень наброса такой же.
konstantinus_a
Sep. 26th, 2016 05:31 am (UTC)
Спасибо за разбор этого фейка. Собственно, я и раньше был уверен, что это очередной фейк со стороны совпатриотической, по преимуществу, общественности - уж больно гротескно и картонно, прямо в стиле какого-то "доктора Зло", звучит эта "цитата".

Вообще, это характерная технология, которую наши совпатриоты используют повсеместно, для дискредитации фигур им неприятных, как в данном случае, так и для обеления фигур приятных, в первую очередь лично тов. Сталина, вроде известной фейковой "цитаты" из Черчилля, про "соху и бомбу", или столь же фейковой "цитаты" из св. Луки (Войно-Ясенецкого) с восхвалением вождя, или из нынешнего министра образования Васильевой, про "спасибо Сталину" - http://konstantinus-a.livejournal.com/1069709.html

П.С.
Кстати, раз речь зашла о подобных цитатах, давно ищу, но пока не нашёл подтверждения или опровержения ещё одной, тоже подозреваю фейковой, цитаты приписываемой Де Голлю: "Сталин не ушёл в прошлое, он растворился в будущем", - Вы не в курсе откуда растут у неё ноги?
antonbi4
Sep. 26th, 2016 11:03 am (UTC)
Конечно гротеск.
Лживый член КПРФ упростил до уровня своего понимания + немного переврал.
Вышло 100% наоборот.

по поводу "цитаты" де голля - надо знать, как минимум, французский.
99,(9)% что вранье, конечно.
apollo_musaget
Sep. 26th, 2016 06:07 am (UTC)
А зачем людей вообще чему-либо учить? Научить человека думать - невозможное дело. Эта категория врожденная. Если она изначально слабо представленна, то
развитие бессмысленно.

А образование на фоне неспособности думать - страшная штука.
antonbi4
Sep. 26th, 2016 11:04 am (UTC)
на самом деле научить думать можно, точнее - можно НЕ ОТУЧАТЬ.
пока, увы, наша школа (советское наследие) учит скорее зубрить и приспосабливаться.
пробудить интерес к знаниям она не способна совсем.
apollo_musaget
Sep. 26th, 2016 11:15 am (UTC)
Невозможно пробудить интерес к тому, к чему нет природной склонности.

Можно побудить к активности. Только вот эта активность трансформируется в орду дураков с "культурным багаже"м и дипломами, которые, ничтоже сумняшесь вдруг повально начинают заряжать воду от какого-нибудь Чумака.
antonbi4
Sep. 26th, 2016 02:32 pm (UTC)
Смотрите о чем я: от природы многие дети проявляют интерес к разным областям знания. Пока что, наша школа загоняет их в шаблон и бьет по рукам за самостоятельный интерес. В течении многих лет это способно у не слишком упертых вообще приглушить интерес к познанию.
Я ощутил это в институте на химии. Оказалось - потрясающе интересная штука, хотя после школы бытовало мнение - что один из худших предметов.
apollo_musaget
Sep. 26th, 2016 03:54 pm (UTC)
Что значит бьёт по рукам и загоняет в шаблон?
Существуют люди способные учить и мало способные к этому занятию.
Причем, эти индивидуальные способности учить крайне невозможно свести к унифицированному набору формальных параметров в рамках МАССОВОГО образования. Нельзя поставить искусство на конвейер. Искусство всегда содержит элемент неизъяснимого. Потому как родом оно восходит к сакральному.
antonbi4
Sep. 27th, 2016 06:59 am (UTC)
Ну самые же простые примеры.
Ставят двойки за "неправильное мнение" на литературе, ведь "писатель имел ввиду другое" (с тз учителя, конечно).
Аналогичный бред есть и в истории, и в математике, и в иностранном.

Это, естественно подавляет существенную часть детей, отучая думать.
martensit_rq
Sep. 26th, 2016 08:17 pm (UTC)
""Ситуация просто идеально дополняет тезис, видвинутый fritzmorgen:
Не знать латинских букв, не уметь складывать простые дроби, физически не понимать простейших письменных текстов — увы, для советских граждан это было вариантом нормы""
Не согласен я с Фрицморгеном.., но согласен с баснописцем Крыловым.
iv_an_ru
Sep. 27th, 2016 03:34 am (UTC)
А я согласен с Фрицем. С 89-го и до ГКЧП работал "тыбиком" в РИКО Госплана. Это было эдакое "фидо" для обмена коммерческими предложениями между предприятиями. Пользователи, соответственно, в диапазоне от главного снабженца/сбытовика до директора завода.
Знаете, на какой вопрос чаще всего приходилось отвечать всем этим людям? Что латинская Q --- это такая "О" с хвостиком!
antonbi4
Sep. 27th, 2016 06:55 am (UTC)
Вы не согласны с фрицморгеном ровно по одной причине - вероятнее всего вам не доводилось руководить крупным проектом или коллективом.
На этом уровне неспособность большой части населения понимать простейшие инструкции очевидна и становится критической.
Так что вариантов два:
1. у вас нет опыта;
2. вы из той категории, которая как раз и не понимает текстов.
martensit_rq
Sep. 27th, 2016 07:18 am (UTC)
Естественно: опыта в определенных делах у меня либо нет, либо почти нет. Впрочем, как и у Вас.
А вот второй пункт появился от излишней чувствительности на мою отсылку к Крылову.
Но это говорит, что вы, тексты хорошо понимаете.
Да и я, наверное, то же немного в этом понимаю, раз уж моё замечание попало в точку…
antonbi4
Sep. 27th, 2016 08:54 am (UTC)
У меня есть опыт руководства коллективом, группой, проектом от стадии планирования до реализации.
Поэтому еще раз - мой опыт совпадает с выводами Олега.
И, естественно, я отлично вижу ваши попытки язвить.
Это не задевает меня, как Вам, вероятно, показалось, а лишь достаточно хорошо подтверждает выдвинутые Олегом тезисы.
martensit_rq
Sep. 27th, 2016 01:08 pm (UTC)
Мне не показалось. И вы это знаете.
))))
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

ворона
antonbi4
Антоныч

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel